Суд обязал Аэрофлот возместить пассажиру стоимость оплаченных суток в отеле Hyatt Regency

По вине крупнейшего авиаперевозчика России пассажир не вылетел вовремя в Ташкент, провел в аэропорту Шереметьево почти 11 часов, ожидая новый борт и в результате потерял оплаченные сутки в дорогом отеле. Авиакомпания своей вины не признала, отказавшись добровольно урегулировать спор и возместить понесенные пассажиром убытки. После завершения судебного процесса авиакомпания не осталась безнаказанной за нарушение взятых на себя обязательств по доставке пассажира в обусловленный в авиабилете срок.
В июле 2017 года пассажир приобрел авиабилет на рейс авиакомпании ПАО «АЭРОФЛОТ-Российские авиалинии». Согласно приобретенному билету авиакомпания обязалась перевезти пассажира из Москвы в Ташкент. Время вылета и прибытия было указано в билете. Однако вылет из Москвы в Ташкент был задержан на 10 часов 59 минут в виду технической неисправности воздушного судна. По факту рейс, который должен был вылететь вечером был отменен, пассажиру поменяли посадочный билет на другой борт, который вылетал утром. В результате пассажир не смог использовать оплаченный им заранее номер около 12 часов.
По возвращению в Москву пассажир обратился к авиакомпании с претензией о возмещении убытков, выплате штрафа за просрочку доставки пассажира в пункт назначения, а также выплате компенсации морального вреда. Интересы пассажира представляли юристы МГКА «Минеев и партнеры». Однако, в досудебном порядке разрешить означенный спор не удалось, поскольку в своем ответе на претензию ПАО «Аэрофлот» лишь принес свои извинения за доставленные неудобства, а также указал на готовность выплатить пассажиру штраф за просрочку в доставке на основании ст. 120 ВК РФ. В возмещении убытков и компенсации морального вреда пассажиру ПАО «Аэрофлот» было отказано. После этого спор перешел в судебный процесс.
В суде авиакомпания всячески отрицала свою вину в произошедшем, ссылаясь как на техническую неисправность воздушного судна, так и на то, что срок доставки пассажира не является существенным условием договора перевозки, в связи с чем, время, указанное в расписании и других документах, не гарантируется и не является частью договора воздушной перевозки. По логике представителя авиакомпании, самолет можно ждать хоть три дня, но права пассажира при этом не нарушаются. Кроме того, авиакомпания также указывала на то, что в соответствии с действующим законодательством ответственность за нарушение сроков перевозки пассажиров предусмотрена исключительно в виде штрафа, который она была готова выплатить еще при обращении пассажира с претензией.
Тут имеется ввиду применяемый на тот момент к задержке международного рейса расчет компенсации на основании Воздушного кодекса РФ — штраф в размере 25% МРОТ за каждый час задержки, то есть 25 рублей в час, но не более чем 50% стоимости билета. В рассматриваемом случае, авиакомпания была согласна выплатить пассажиру 275 рублей. (Примечание: 21 августа 2017 года вступила в силу ратифицированная Россией Монреальская конвенция авиаперевозок, которая устанавливает компенсацию каждому пассажиру за задержку международного рейса до 4694 SDR, что сейчас составляет около 415 тыс. руб.)
Между тем, в ходе судебного разбирательства юристы МГКА «Минеев и партнеры» смогли объяснить, что продавая билет на определенный рейс, авиаперевозчик принимает на себя обязательство доставить пассажира в пункт назначения в соответствии с расписанием и временем, указанным в договоре перевозки (авиабилете), а обязанность по возмещению убытков, вызванных неправомерными действиями перевозчика лежит на ПАО «Аэрофлот» независимо от установления в Воздушном кодексе Российской Федерации ответственности в виде штрафа, т.е. иными словами обязанность перевозчика уплатить пассажиру штраф не заменяет его обязанности возместить причиненные убытки. Кроме того, не подтвердились доводы авиакомпании о неисправности судна, которые по смыслу действующего законодательства могли бы освободить авиаперевозчика от ответственности.
В результате суд поддержал доводы юристов МГКА «Минеев и партнеры» и указал, что выполнению рейса по расписанию не препятствовали чрезвычайные и не зависящие от перевозчика обстоятельства, а также что техническое состояние воздушного судна в данном случае не является обстоятельством непреодолимой силы и не освобождает его от ответственности.
С ПАО «АЭРОФЛОТ-Российские авиалинии» были взысканы убытки в размере стоимости за одни сутки проживания в гостинице, штраф за просрочку доставки пассажира в пункт назначения, компенсация морального вреда, а также штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50 % от суммы присужденной судом в пользу пассажира. В настоящий момент юристы коллегии готовят к подаче заявление о возмещении судебных издержек с проигравшей стороны.

2018-12-12T09:56:19+00:00Июль 9, 2018 |