Онлайн-урегулирование потребительских споров

Министерство юстиции подготовило законопроект, касающийся порядка урегулировании потребительских споров.
Закон посвящен онлайн-урегулированию споров, в том числе с участием нейтральных лиц (например, специалистов, экспертов, медиаторов). Для этого создадут специальный сайт. Через него можно будет разрешить спор в случаях, когда обязателен досудебный порядок.
Планируется разработать «платформу ОУС» – информационную систему, включающую сайт и (или) программу в целях досудебного (внесудебного) урегулирования споров c участием потребителей при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг. Оператором такой платформы является лицо, осуществляющее деятельность по ее эксплуатации.
Согласно законопроекту в рамках указанной платформы потребитель получает бесплатный доступ для участия в урегулировании споров, где он вправе предъявить требования к изготовителю, исполнителю, продавцу. Отмечается, что данное требование потребителя не ограничивает участников спора и его регулирования, поэтому они вправе урегулировать спор любым законным способом, удовлетворяющим интересы всех его участников.
Законопроект уточняет обязательный досудебный порядок урегулирования спора в рамках защиты прав потребителей. Он будет считаться соблюденным, если требование потребителя направлено и принято к рассмотрению посредством платформы онлайн-урегулирования споров и истек 10-дневный срок с даты такого обращения или до истечения данного срока ответственные лица приняли решение об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении предъявленного требования и такое решение с использованием онлайн-платформы было получено потребителем.
Как следует из пояснительной записки, данный законопроект призван создать благоприятные условия для развития частных инициатив, направленных на обеспечение эффективной защиты прав потребителей с использованием механизмов альтернативного урегулирования споров и информационных технологий, что позволит укрепить доверие потребителей к сфере онлайн-торговли, упростить и сделать более доступной защиту их прав и снизить нагрузку на судебную систему.
Потенциально круг (предметные категории) потребительских споров, которые могут быть урегулированы с использованием процедур ОУС, не ограничен.
Проект закона предусматривает, что обязательное участие в ОУС может быть только в одном случае: если обязательный досудебный порядок ОУС установлен договором с потребителем и если потребитель явно согласился ‎с условиями договора об этом.
Исходя из пояснительной записки к законопроекту, необходимость создания системы механизмов онлайн-урегулирования спора вызвана главным образом возрастающим числом жалоб потребителей, связанных с онлайн-покупками и оказанием онлайн-услуг, необходимостью сократить издержки потребителей ‎и государства на ведение судебной защиты нарушенных прав потребителей, издержки бизнеса на администрирование обработки и хранения претензий потребителей в бумажной форме.

2019-07-03T11:19:29+00:00Июль 3, 2019 |