Налоговая сверхпроводимость

На конференции Форума по налоговому администрированию (FTA) ОЭСР глава Федеральной налоговой службы РФ (ФНС) Михаил Мишустин представил доклад о долгосрочном будущем института в цифровой экономике. До 2030 года ФНС в рамках FTA предлагает коллегам из крупных юрисдикций переходить к прямому администрированию налогов в реальном времени и в рамках «сервисной» концепции интегрироваться в «экосистемы», в которых работает налогоплательщик. Российский сервис для самозанятых («Мой налог»), с лета 2020 года распространяющийся на всей территории РФ, считается прототипом подхода, переход к которому страны ОЭСР уже фактически начали.
Конференция Digital Transformation Community of Interest FTA ОЭСР в Париже проводится 17–18 декабря. ФНС РФ — фактически соорганизатор мероприятия, в котором участвуют руководство и представители налоговых администраций 29 стран (большинство стран ЕС, Австралия, Канада, Израиль, Япония, Мексика, Великобритания, Швейцария, РФ, Малайзия, Сингапур и др.), а также специалисты и руководство глобальной сети EY, SAP, Teradata и «Яндекса», российские софтверные компании широко представлены на конференции. Ключевой доклад 17 декабря на форуме, тема которого — среднесрочные и долгосрочные тренды в институте налогового администрирования в цифровизирующихся экономиках — представил глава ФНС России Михаил Мишустин.
Часть идей и позиций ФНС господин Мишустин раскрывал в интервью “Ъ” 21 ноября. В качестве общей рекомендации ОЭСР доклад выглядел достаточно нестандартно: российская налоговая администрация, занимающая очень высокие рейтинги в отчетах FTA по цифровизации и активно влияющая на повестку ОЭСР в этом вопросе, впервые представила скорее не российский, а общемировой взгляд на изменение налоговых институтов в связи с быстрыми изменениями мировой экономики.
Прогнозы в докладе Михаила Мишустина относятся к 2030 году — предполагаемому пику цифровизации потребления и производства, он начался в поздних 2000-х в отдельных юрисдикциях и стал всеобщим после 2008 года.
ФНС РФ своей цифровизацией, таким образом, опередила тренд на несколько лет.
Основные идеи весьма алармистского в оценках будущей скорости изменений доклада выглядят так. В самое ближайшее время основным вызовом, связанным с цифровизацией, для налоговых служб мира станут значительные изменения в характере самого бизнеса: речь идет о снижении значения географии производства, сокращении роли долгового и equity-финансирования в инвестициях, изменении роли банков в экономике.
По мнению ФНС РФ, цифровая трансформация также будет сопровождаться быстрым изменением схем управления бизнесом и конкуренцией юрисдикций с «pro-digital»-госрегулированием и законодательством.
Часть проблемы — в том, что значительную часть технологий, которые будут иметь значение в игре, государства ни предсказать, ни идентифицировать сейчас не могут,— поэтому, как следует из доклада ФНС, госинститутам имеет смысл также быстро определить принципы участия в этом процессе, заняв проактивную позицию.
Девять главных тенденций развития налогового администрирования, представленные господином Мишустиным,— это интеграция compliance по умолчанию во все процедуры работы налоговых служб, налогообложение трансакций (логическая оппозиция — налогообложение активов — набирала популярность во второй половине XX века), взаимодействие с налогоплательщиками в режиме реального времени, фискальная прозрачность и максимизация «налоговой определенности». Менее очевидные — акцент на мониторинг цифровой активности в экономике, клиентоориентированность, интеграция в среду налогоплательщика и — сбор налогов в режиме реального времени. Инструментарий на нынешнем этапе — персонализация сервисов, принятие решений искусственным интеллектом (ИИ), экосистемная интеграция. В качестве «прототипа» такого решения в рамках этого тренда господин Мишустин представил российский сервис «Мой налог» — система, вводящаяся в РФ для самозанятых и реализующая налоговый режим для отдельных профессиональных групп физлиц, рассматривается как решение в той же идеологии, которую предлагается распространять в экономиках ОЭСР.
Отметим, в сентябре FTA выпустила очередной доклад, прямо подтверждающий существование трендов, на которых основывается ФНС, на данных 58 крупнейших мировых налоговых администраций. В мире в 2019 году уже более 70% деклараций физлиц и около 85% отчетности юрлиц по corporate income tax заполняются в цифровой форме и дистанционно. ИИ готовятся применять в налоговых администрациях более 40 юрисдикций. Поведенческий анализ налогоплательщиков интересует более половины налоговых служб, в основном работающих с учеными в сфере data и реже с психологами и социологами. От 35% до 60% доходов в юрисдикциях уже покрываются налогами, полученными в рамках программ тесного взаимодействия с налоговыми институциями, включая расширяющийся в РФ институт налогового мониторинга (крупнейший новый участник в России в 2019 году — Сбербанк). Наконец, идеология «compliance by design» признается большинством налоговых администраций мира как центральная на ближайшие годы.

https://www.kommersant.ru/doc/4197899?fbclid=IwAR1hFRreDVTOx4lbvkp1cNcC3d0mqUa7YixgyNmaOt9gwNceoJxeNDBT2Tk—

2019-12-27T12:16:59+00:00Декабрь 27, 2019 |