В чем ошибаются поставщики торговых сетей

Какие условия в договоре поставки чреваты убытками и разорением поставщика

Несмотря на контроль государства, продовольственные сети в силу привилегированного положения (поставщиков много, ритейлеров мало) часто создают дискриминационные условия работы поставщикам.
Нередко поставщик лишен возможности внести поправки в договор поставки, формально подписывая предлагаемый сетью документ и рискуя потом получить убытки. Самое простое, что может сделать поставщик, – внимательно читать договор поставки и настаивать на внесении изменений, если какой-то пункт серьезно нарушает его права. Какие условия в договоре поставки чреваты наибольшим риском для поставщика?
1. Нет сведений об объеме поставок.
Количество товара обязательно должно указываться в договоре. Стороны должны заранее определять ассортимент и его количество. Подвох в том, что сам по себе договор поставки не гарантирует закупку определенного количества товаров сетью – если нет конкретных цифр. Сеть в любое время может как сделать заказ на товар, так и не сделать его в принципе.
Для поставщика это означает серьезные проблемы. Обычно сеть выставляет заказ за 2–4 недели до даты поставки. Если поставщик не знает заранее об объемах, он может не успеть выполнить заказ вовремя и получить штрафные санкции от ритейлера. И наоборот. Торговая сеть не примет товар в том объеме, на который надеялся поставщик, так как это не было обязательным условием поставки.
Если в договоре не указано количество товара, у поставщика нет шансов взыскать с сети убытки за ненадлежащее исполнение договора или принудить ее к приемке и оплате данного товара по суду. Поэтому совет один – определять в договоре количество поставляемого товара и сроки, достаточные для его изготовления и доставки.
2. Разумная отсрочка платежа.
Нередко сети добавляют в договор поставки условие, что «торговая сеть – покупатель оплачивает только реализованный потребителям товар после утверждения отчета о продажах». Суды признают такое условие об отсрочке оплаты товара недействительным (потому что реализация имеет не неизбежный, а вероятностный характер) и устанавливают, что товар должен оплачиваться до или сразу после его получения сетью – согласно общему правилу (п. 1 ст. 486 Гражданского кодекса) покупатель должен оплатить товар не позднее чем на следующий день.
По закону для продовольственной и алкогольной продукции период отсрочки оплаты может составлять от 8 до 40 дней (зависит от срока годности товара) с момента получения. По непродовольственным товарам стороны должны согласовывать этот параметр, исходя из своих интересов. Обычно в договоре отсрочка начинается от 40 дней и выше. Продавец может принять условия закупщика либо попытаться уменьшить этот срок или оспорить его в суде.
Для продовольственных товаров основанием судебного спора может быть, например, нарушение условий о максимальной отсрочке, установленных в п. 7 ст. 9 закона «Об основах госрегулирования торговой деятельности». Для непродовольственных товаров основания также могут быть разными. Если торговая сеть ставит оплату товара в зависимость от его реализации третьим лицам, условие об оплате согласно ст. 190 ГК может определяться судом как несогласованное, поэтому покупатель должен оплатить продукцию непосредственно до или после передачи ему продавцом товара (п. 1 ст. 486 ГК).
3. Условия возврата товара.
В договоре часто содержится условие, что поставщику может быть возвращен товар в случае, если он не продан за определенное время. Всегда надо помнить: возврат качественного товара ритейлером противоречит исходному пониманию договора поставки. Это незаконно. Поставщик не должен соглашаться принимать свой товар обратно, если он надлежащего качества. Не следует подписывать первичные документы, так как это может стать основанием для штрафных санкций. Обращайтесь за помощью в антимонопольную службу. Грозите судебным разбирательством. В совокупности это должно помочь.
В 99 случаях из 100 возврат производится путем обратной продажи, т. е. заключением зеркального договора купли-продажи. Не подписав его, поставщик имеет полное право требовать полной оплаты продукции. Кроме того, можно писать письма закупщику с просьбой объяснить, на каком основании требуется обратный выкуп поставленного товара. Либо попросить покупателя письменно изложить требование забрать качественный товар. Не исключено, что ритейлер откажется от требования.
Судебная практика складывается против поставщиков, пытающихся взыскать долг за поставленный товар. Они только в суде начинают вникать в то, какие документы ими подписаны во время сотрудничества с сетью. Та представляет в суд основания для удержания и зачета тех самых сумм, которые требует поставщик в своем иске. В итоге оказывается, что это суммы оказанных поставщику различных услуг (рекламных, маркетинговых, логистических и проч.) либо штрафные санкции. Как правило, подобное происходит из-за молчаливого принятия или подписания актов и других документов, которые приходят от ритейлера. Поставщик при этом обвиняет торговую сеть в лжемаркетинге, недействительности заключенных договоров, мнимых услугах. Суд такие доводы отклоняет.
Если скорректировать договор с ритейлером не получается, поставщику нужно серьезно задуматься – а стоит ли вообще сотрудничать с сетью? Помогут ли бизнесу устные обещания закупщика, если начнется конфликт? И думать поставщику об этом нужно до подписания документов.

https://www.vedomosti.ru/management/blogs/2019/02/11/793847-oshibayutsya?utm_source=facebook&utm_campaign=share&utm_medium=social&utm_content=793847-oshibayutsya&fbclid=IwAR3uj64tQii3oTI_kM-S6-Dy03R6fTDF2S0i0vI-036_4Qnp-kTcWHZboIg

2019-03-11T13:13:14+00:00Март 11, 2019 |