На этой неделе ответственный Комитет Госдумы по аграрным вопросам рекомендовал Госдуме РФ принять в первом чтении законопроект о запрете возврата торговыми сетями нереализованной продовольственной продукции поставщикам.
Напомним предысторию. Законопроект №364444-7 был внесен на рассмотрение Госдумы в январе 2018 года группой парламентариев во главе с И.А. Яровой.
Законопроект предполагает внесение изменений в два федеральных закона. В статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» предлагается внести уточняющее изменение, согласно которому расширение доступа российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынки сбыта продукции признается одним из основных направлений государственной аграрной политики.
Также авторы инициативы предлагают дополнить статью 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» нормой, запрещающей возврат поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока.
При этом основной «торговый» закон итак запрещает торговым сетям навязывать поставщикам товаров условия о возврате товаров, не проданных по истечении определенного срока. Однако торговые сети, пользуясь своим доминирующим положением, этот запрет нарушают и все равно возвращают (продают обратно) товар с истекшим сроком. Такой практики нет больше нигде, кроме как в нашей стране.
В пояснительной записке к законопроекту особо подчеркивается, что действующим законодательством возврат непроданных продовольственных товаров не предусмотрен и не допускается. Не содержат положения о допустимости возврата нереализованной в срок продукции обратно поставщикам действующие технические регламенты и подзаконные акты.
При этом, как указывают авторы законопроекта, запрет навязывания купли-продажи продуктов питания с истекшими сроками годности не обеспечивается равноправием сторон. Возврат нереализованной продукции требует доказывания факта навязывания, что с учетом неравного с торговыми сетями экономического положения является заведомо невыполнимым условием для производителя.
Авторы законопроекта считают, что такой обременительный подход сформировал негативную правоприменительную практику, наносящую огромный вред экономическим интересам и прямой ущерб сельскохозяйственным предприятиям и отечественным производителям, малому и среднему бизнесу.
Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, в последние годы усилилась тенденция к росту возвратов отечественным производителям качественных товаров, не проданных по истечении определенного срока. Такая практика причиняет существенный ущерб отечественным производителям. Прямой ущерб производителю — это прямые потери продукции, нереализованной по вине торговых сетей, являющихся собственниками этой продукции. А убытки несет производитель. Более того, такая порочная практика напрямую вредит и покупателю, потому что дополнительный ущерб производителя неизбежно перекладывается либо в снижение качества продукции, либо в уменьшение ее объема, либо в повышение цены. Это все невыгодно покупателю. Поэтому, задача законопроекта – защитить и покупателя, и производителя.
Возврат качественного продукта противоречит исходному пониманию договора купли-продажи, в том числе на уровне международных актов и дискриминирует исключительно отечественных производителей, поскольку не применяется в отношении зарубежных поставщиков, что обеспечивается запретом с мерами ответственности.
Соответственно, в случае принятия законопроекта, нарушение запрета на возврат непроданных продовольственных товаром будет квалифицироваться как нарушение антимонопольного законодательства, за что предусматривается административная ответственность. Сейчас верхний предел наказания за нарушение статьи 13
Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» установлен в пять миллион рублей.