В Госдуме в первом чтении принят законопроект №464757-7 «О мерах воздействия на недружественные действия США и (или) иных иностранных государств», предусматривающий внесение изменений в главу 29 Уголовного кодекса РФ, содержащую наказания за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, в частности госизмену, шпионаж, разглашение государственной тайны, экстремистскую деятельность.
Авторами законодательной инициативы выступили, во главе с председателем Госдумы В.В. Володиным, лидеры всех думских фракций, а также председатель Совфеда В.И. Матвиенко.
Депутаты предлагают дополнить Уголовный кодекс новой статьей 2842 «Ограничение или отказ в совершении обычных хозяйственных операций или сделок в целях содействия в исполнении мер ограничительного характера, введенных иностранным государством, союзом иностранных государств или международной организацией.
Как следует из пояснительной записки к проекту, внесение изменений в Уголовной кодекс РФ направлено на защиту интересов безопасности России, прав и свобод граждан России, а также прав и законных интересов российских юридических лиц.
Законодательная инициатива подготовлена в целях реализации Федерального закона «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и (или) иных иностранных государств.»
При этом уголовная ответственность предусматривается как за совершение действий (бездействия) в целях исполнения решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера, повлекших ограничение или отказ в совершении российскими гражданами или юридическими лицами, Российской Федерацией, субъектами Российской Федерацией или о муниципальными образованиями, а также подконтрольными ими лицами обычных хозяйственных операций или сделок, так и за совершение гражданином Российской Федерации умышленных действий, способствующих введению таких ограничительных мер.
Согласно тексту законопроекта, подготовленного ко второму чтению, с учетом поправок, за совершение действий (бездействие) в целях исполнения решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера, если эти действия (бездействие) повлекли ограничение или отказ в совершении гражданами Российской Федерации, юридическими лицами, зарегистрированными в Российской Федерации, Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями либо подконтрольными им лицами (российскими частными или публичными субъектами либо подконтрольными им лицами) обычных хозяйственных операций или сделок, –
наказывается штрафом в размере до шестисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до четырех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года или без такового.
При этом, в соответствии с частью второй указанной статьи совершение гражданином Российской Федерации умышленных действий, способствующих введению иностранным государством, союзом иностранных государств или международной организацией мер ограничительного характера в отношении российских частных или публичных субъектов либо подконтрольных им лиц, в том числе посредством предоставления рекомендаций и передачи сведений, которые привели или могли привести к введению мер ограничительного характера в отношении российских частных или публичных субъектов либо подконтрольных им лиц, –
наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года или без такового.
Согласно примечанию, для целей настоящей статьи под обычными хозяйственными операциями или сделками понимаются юридические действия, направленные на исполнение предусмотренных законом обязанностей и (или) возникших из договора обязательств, если эти операции или сделки свободно совершаются в рамках обычной хозяйственной и иной не противоречащей закону деятельности лицами, не отличающимися по своим существенным характеристикам от частных или публичных субъектов либо подконтрольных им иностранных лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера.
Обычной хозяйственной операцией или сделкой являются заключение договора, который в соответствии с применимым к нему правом должен быть по общему правилу заключен с любым обратившимся лицом (публичный договор), исполнение обязанностей по ранее возникшим длящимся обязательствам и другие действия, для которых не является обычным отказ в их совершении ввиду индивидуальных особенностей контрагента, в том числе действия, направленные на открытие банковского счета, осуществление и принятие платежей, совершение операций с ценными бумагами и их учет.
Под подконтрольным лицом российских частных и публичных субъектов для целей настоящей статьи понимается российское или иностранное юридическое лицо (иностранная структура без образования юридического лица), в отношении которого российские частные и публичные субъекты имеют право давать обязательные для исполнения указания или имеют возможность иным образом определять его действия.
В настоящий момент законопроект проходит второе чтение, его принятие рекомендовано с учетом поправок.