13 декабря 2018 года был представлен законопроект, которым планируется дополнить Кодекс об административных правонарушениях РФ, новым составом правонарушения – незаконное прекращение или изменение договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, все чаще выявляются случаи незаконных отказов пассажирам в посадке на рейс. Основной причиной растущего числа нарушений авиаперевозчиками прав и интересов пассажиров является игнорирование со стороны государственных органов такой серьезной проблемы, как продажа авиаперевозчиками билетов на борт воздушного судна по системе овербукинга, то есть в количестве большем, чем предусмотрено посадочных мест. Отдельная ответственность за такое нарушение — отсутствует.
На сегодняшний день, привлечение к ответственности авиаперевозчика возможно лишь со ссылкой на часть 1 статьи 27 Закона о защите прав потребителей, которая устанавливает обязанность авиакомпании оказать услуги в срок установленный, в частности договором на оказание услуг. В данном случае авиаперевозчика привлекают к ответственности за оказание услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательства требований.
Парламентарии считают, что такой состав нарушения не учитывает специфику нарушений, связанных с ненадлежащим исполнением договоров по воздушной перевозке пассажиров. В связи с чем, законодатели предложили дополнить статью административного кодекса именно ответственностью за незаконное прекращение или изменение договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика.
Размер действующей санкции, закрепленной в части 1 статьи 14.4 КоАП РФ, максимальное наказание для авиаперевозчиков по которой составляет 30 000 рублей, законодатели признают необоснованно низкой и не соответствующей тому размеру издержек и убытков, которые несет гражданин, которому по вине авиакомпании отказали в посадке на рейс.
Что изменится?
Согласно пояснительной записке, пассажира ждут радикальные изменения, а именно:
1. Авиаперевозчик, в одностороннем порядке расторгнувший или изменивший договор воздушной перевозки пассажира, будет нести ответственность в виде административного штрафа в размере от 50 000 до 100 000 рублей. Штраф за повторное нарушение для авиаперевозчика установлен до 200 000 рублей. Это гораздо выше существующей сейчас ответственности авиаперевозка.
2. Существенный размер штрафа должен способствовать уменьшению нарушения прав пассажиров и, как следствие, сократит дополнительные расходы пассажира.
3. По мнению законодателей, законопроект создаст дополнительные условия для равной конкуренции, как между внутренними, так и между зарубежными авиаперевозчиками, действующими на российском рынке. Очевидно, что перевозчик надлежащим образом исполняющий собственные обязательства перед пассажирами, оказывается в неравном положении по сравнению с недобросовестными авиакомпаниями, реализующими большее количество билетов в расчете на то, что не все пассажиры прибудут на посадку на рейс.
4. Кроме того, принятие законопроекта отвечает международным стандартам защиты прав пассажиров воздушных перевозок. Международные акты предписывают государствам обеспечить высокие стандарты защиты в целях укрепления прав пассажиров и для обеспечения осуществления деятельности авиаперевозчиками в рамках гармонизированных условий на рынке.
Авторы законопроекта обращают внимание на то, что ни воздушный кодекс РФ, ни федеральные авиационные правила фактически не предусматривают случаев, когда было бы возможно изменить договор воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика, т.е. во всех случаях изменение такого договора происходит по инициативе пассажира (добровольно или вынужденно).
По мнению законодателей, данный проект федерального закона направлен на формирование ответственного поведения авиаперевозчиков в отношениях с пассажирами.