Государственная Дума в третьем окончательном чтении приняла поправки к закону, направленному на совершенствование примирительных процедур.
В соответствии с данным документом примирительная процедура может быть проведена на любой стадии процесса по ходатайству сторон или по предложению суда при согласии сторон. Законом закрепляется широкий перечень возможных результатов примирения, к которым могут прийти стороны в процессе примирительной процедуры. К числу таких результатов относятся: заключение мирового соглашения, частичный или полный отказ от иска, его частичное или полное признание, признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения.
Если в процессе примирительной процедуры стороны не достигнут взаимоприемлемого результата примирения, судебное разбирательство возобновляется.
Урегулирование споров допускается путем переговоров, сверки документов, посредничества, в том числе медиации или судебного примирения.
Как следует из документа, к осуществлению функций судебных примирителей предлагается привлекать работников аппарата суда, имеющих высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет, и судей в отставке. Список судебных примирителей будет утверждаться Пленумом Верховного Суда Российской Федерации на основе предложений судов о кандидатурах судебных примирителей.
Также, согласно закону примирительные процедуры будут проводиться и по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства судами общей юрисдикции или арбитражными судами.
Такой подход будет способствовать нахождению сторонами взаимоприемлемого результата урегулирования спора либо сближению позиций сторон в том числе и по спорам, где одной из сторон является государственный орган.
Как следует из пояснительной записки, законопроект подготовлен в целях более широкого внедрения в сферу осуществления правосудия способов урегулирования споров посредством использования примирительных процедур, в том числе примирения, осуществляемого при содействии суда.
В российском обществе существует высокая потребность в доступных и эффективных механизмах урегулирования споров, которые будут способствовать не только повышению качества правосудия за счет оптимизации судебной нагрузки, но и, в первую очередь, снижению конфликтности.