В России с начала этого года подлежат обязательной маркировке отдельные виды товаров. Такая маркировка была введена Государственной Думой через поправки в два действующих закона – закон, регулирующий применение контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в России и в закон об основах государственного регулирования торговой деятельности. С 1 июля 2019 года товарная маркировка должна появиться и на обувных товарах.
Маркировка используется как способ доведения основных сведений о товаре до потребителей и его идентификация, что предполагает получение сведений о производителях, импортерах, продавцах товаров, возможность проверить соответствие товара стандартам качества и безопасности, ГОСТам.
Цель внесения данных поправок – борьба с незаконным оборотом товаров и защита российского рынка производителей.
Теперь для маркировки товаров будут использоваться цифровые коды, по которым можно получить всю информацию о продукте и его движении. Обязательная маркировка товаров позволит контролировать их оборот на всех этапах и не допускать, чтобы в цепочку попадала незаконно произведенная продукция. Теперь покупатель через мобильное приложение сможет отсканировать код, получить всю информацию о товаре, самостоятельно проверить его легальность и качество, сообщить о нарушениях.
Распоряжением правительства установлены дата и перечень товаров подлежащих обязательной маркировке:
• С 1 марта 2019 – табачная продукция.
• С 1 июля 2019 – обувные товары.
• С 1 декабря 2019 — духи и туалетная вода, шины и пневматические резиновые покрышки, одежда из натуральной или композиционной кожи, женские и детские вязаные блузки, верхняя одежда — женская и мужская, белье: постельное, столовое, туалетное и кухонное, фотокамеры и лампы-вспышки.
Кроме того, вводится дополнительный обязательный реквизит кассового чека — «код товара», позволяющий идентифицировать товар. В этом реквизите для товаров, которые подлежат маркировке, указывается код идентификации, предусмотренный законом об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.
В случае отсутствия кода товара, продавцы будут привлекаться к административной ответственности, которая установлена частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ и влечет за собой предупреждение или административный штраф на должностных лиц от 1,5 до 3 тысяч рублей; на юридических лиц — в виде предупреждения или административного штрафа от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.